Язык: Русский

Интервью с пользователем Nethouse: Юрий Мухин

06 октября 2014
В ноябре конструктору сайтов Nethouse исполнится три года. К этой дате мы решили приурочить серию интервью с нашими пользователями. Кто они, как пришли в бизнес и как его развивают.
 
Очередной, уже четвертый наш гость — Юрий Мухин, владелец сайтов blumenbum.ru и altavista-a.ru на платформе Nethouse.

Юрий МухинЮрий, здравствуйте. Расскажите о себе.
 
Здравствуйте! Мне 34 года, женат, двое детей. Живу в городе Набережные Челны. Деятельность: флористический бизнес и рекламное агентство. Владелец бизнеса.
 
Как и когда вы пришли в бизнес?
 
Ну бизнесом это пока назвать сложно. Скорее self employee — самонайм или ремесленничество. Максимум малый бизнес. Я начинал осознанный трудовой путь, как и большинство, в уже развивающихся компаниях. Пришел дизайнером по упаковке на мясокомбинат. Проработав год, ушел в маркетинг в кондитерку "Акульчев". Спустя время, оттуда меня порекомендовали в отдел рекламы и упаковки в компанию с интересным названием "Счастливые Времена". Это производитель замороженных полуфабрикатов и соусов. Оттуда я ушел уже от желания расти и вкладывать свои усилия в себя и свой бизнес, открыв рекламное агентство в 2008 году. В 2008 же году начались и цветы.
 
Не жалеете о своем выборе — начать свой бизнес?
 
Нет. За время работы "на дядю" я получил необходимый опыт и знания. Было интересно. Спасибо всем работодателям.
 
С рекламным агентством все более-менее понятно. А почему решили заняться цветочным бизнесом?
 
Я случайно пришел в этот бизнес, но надеюсь, что не случайный в нем человек теперь. В 2008 году в самом начале работы нашего рекламного агентства один клиент попросил сделать доставку для него. Даже не попросил, а я увидел его объявление и сам предложил услугу от совершенного отсутствия работы и заказов. Первую доставку помню до сих пор. Я просто перекупил цветы в подземке и доставил. Вышло минус 150 рублей. Зато та ситуация позволила все сразу понять. Фото того букета до сих пор сохранилось, как первый цент Скруджа МакДака, заработанный им. С каждым годом интерес заниматься рекламой угасает вместе с выручкой, а цветы выходят на первый план вместе с доходами от деятельности.
 
Давайте прежде всего о цветах и поговорим. Как у вас организован этот бизнес? Продажи осуществляются только через Интернет или есть магазины, в которые клиент может прийти и сразу купить цветы?
 
Продажи только через сайт и по телефону. Также клиент может приехать в офис за самовывозом и произвести оплату.
 
Сколько у вас сотрудников?
 
В цветах нас всего двое — я и моя жена. Это семейный бизнес. А вот по линии рекламного агентства у нас еще три человека.
 
Кто занимается доставкой? Есть курьеры в штате?
 
Курьеров нет. Мы их привлекаем только в "высокий сезон" — это 14 февраля и с 6-8 марта. В нашем городе курьеры есть лишь у двух крупных игроков с 9 магазинами в оффлайне. Нам такую функцию нет смысла держать. Максимум аутсорсинг, но в силу того, что много времени и энергии уходит на координацию между офисом, производством, клиентом и обратно, этот вопрос пока отложен.
Я очень люблю междугородние доставки. Желательно подальше от города и по непопулярному редкому маршруту. Они позволяют мне расслабиться и легально ненадолго сбежать. Даже когда значительно подрастем, межгород останется за мной, для души.
 
Предположим, я прямо сейчас сделаю заказ цветов на blumenbum.ru. Когда я получу букет?
 
В течение часа от момента оплаты — вполне реально. Исключение составляют подарочные корзины и фруктовые корзины, требующие большего времени подготовки. Также есть ограничение по времени доставки корзин, включающих алкогольные напитки, в связи с действующим ФЗ. Ночные доставки возможны, но по предзаказу.
 
 
Получается очень оперативно. Вы заказываете цветы заранее и где-то храните?
 
У нас есть холодильники, и все сырье хранится в них всегда. Производство и дома, и в офисе.
 
Часто ли случается, что цветы "не доживают" до продажи?
 
Такого не бывает никогда. Мы знаем, как правильно хранить и ухаживать за ними.
 
Как пришли к идее создания сайта?
 
Случайно и по воле случая. В ЖЖ популярного блогера-путешественника Сергея Доли прочитал пост про вашу платформу и буквально в этот же день создал сайт. Причем на руках уже был купленный пакет "Старт" от Битрикса. Но я в нем поковырялся и забросил. С моей усидчивостью это просто нереально. А в Nethouse все очень просто, как будто наполнить страницу ВКонтакте. Сможет даже троечник.
 
Сайт поддерживаете сами?
 
Да. Каждый день нам нужно хотя бы по часу что-то делать на сайте. Основная проблема — это, конечно, текстовое наполнение, уникальные тексты. С изображениями проще. Т.к. мы сами с усами и дизайнеры, то более-менее смогли оформить сайт, начиная от выбора фона до динамических баннеров и фотографий самих товаров и букетов. Гордимся, что фото букетов у нас не копипастные, как у 90% всех цветочников, а собственные. И не просто так.
Хочу, пользуясь случаем, дать совет, который уже до меня неоднократно давали сотни раз многие. Не копируйте и не воруйте чужие картинки. Это точно испортит карму вашему сайту. Старайтесь делать фотографии своих товаров и услуг сами. Пусть это будет не всегда качественно. Был в нашей истории случай, когда Яндекс "изгнал нас из рая". Просто выкинул из индексирования за ряд прегрешений — ссылки на чужие сайты, неуникальные тексты и чужие фотографии.
 
Сколько времени заняло создание первого сайта в Nethouse?
 
Создание первого сайта не окончено и по сей день. Это теперь путь на всю жизнь. Но если серьезно, то первая версия была создана буквально за день. А уже через месяц пошли первые продажи. Другие цветочные сайты, созданные нами на конкурирующих вам платформах, до сих пор не проиндексированы так же хорошо, и там нет ни одной продажи. Всего у нас в Nethouse пять сайтов. Два основных: blumenbum.ru (цветы) и altavista-a.ru (рекламное агентство), и три сайта-визитки. Это задел на будущее для уже давно планируемого к открытию магазина в оффлайне.
Плюс мы сделали два сайта по линии рекламного агентства для сторонних клиентов. Покупатели знали об открытости и условной бесплатности платформы и были готовы платить за запуск и первичное наполнение сайтов. Людей это не смущало. Им был нужен результат. Nethouse дал им его максимально быстро, а нам — соблюдение сроков и понимание стабильной технологии производства.
 
Какие способы продвижения используете? Какой способ самый эффективный?
 
Яндекс.Директ — самый эффективный инструмент. С Google AdWords не работаем — слишком быстро и безрезультатно там улетают деньги. Яндекс.Маркет также, к сожалению, не используем, т.к. на сайте есть алкоголь. Нас "завернули" на стадии премодерации. Еще пытаемся что-то делать в Инстаграмме и ВКонтакте. В последнем даже есть некоторые продажи.
 
Способствует ли продажам онлайн-консультант на сайте?
 
Очень помогает. Всем пламенно рекомендую. Проверено. Мы готовы были продлить его по обычной цене, а по акции получилось даже дешевле, чем рассчитывали. Удобно — приложение стоит на айфоне и можно работать, лежа на диване. А вот эффект от наличия телефонной линии 8-800 пока неочевиден, учитывая, что за нее мы платим более 26 000 рублей.
 
Онлайн оплату на сайте многие клиенты используют?
 
80% точно использует. Удаленные продажи — это априори онлайн оплата.
 
Какие еще сервисы используете в бизнесе?
 
Товарооборот в нашем случае учитывать пока излишняя операция, как ни странно. А вот CRM нам бы не помешало — особенно, если бы она была интегрирована сразу в историю продаж за три года на сайте. Хочется поздравлять клиента с днем рождения, больше знать и дружить с ним, делать сюрпризы. Естественно, все ради продаж. Пока наш CRM — это Outlook от Microsoft, там часть истории продаж, фотоотчеты, суммы. Бухгалтерию мы ведем в Excel. В основном все розничные покупатели — физические лица. Им закрывающие документы не требуются. Все удобства эквайринга от Яндекса. Слава Богу, снизили комиссию.
 
Сколько заказов поступает в среднем в сутки?
 
От 2 заказов каждый день в низкий сезон в среднем. Сравним с работой без сайта. В 2008 году мы создали страницу в ЖЖ и выложили там всю информацию. Тогда было 4-8 заказов, но за месяц.
 
Что чаще всего заказывают у вас? Ассортимент довольно широкий.
 
В основном заказывают цветы, открытки, торты, конфеты, шарики. Это наш "боевой рацион".
 
Какие цветы самые популярные?
 
Королева ассортимента во все времена — роза. В матрице она занимает до 80% всех букетов в том или ином виде. 8 марта королем становится тюльпан.
 
Нарисуйте портрет вашего типичного клиента.
 
Выделю ядро аудитории. Не житель нашего города. Это, в первую очередь, девушка 25-35 лет, уехавшая из родного города Набережные Челны с 450 тыс.человек населения в Москву или Питер. Она поздравляет маму с Днем рождения, 8 марта, на Новый год. Представляете, каков масштаб миграции в столицы, раз позволяет сформировать ядро покупательской аудитории? Есть еще несколько подвидов: поклонники-анонимы, корпоративные клиенты, "сидельцы" из колоний и тюрем, поздравляющие своих женщин. Тут мы используем искусство телефонных продаж. Процент повторных клиентов порядка 20-30% по ощущениям. Остальная клиентура постоянно обновляется. В общем, все, кто уехал по своей и не по своей воле и кого тянет домой — мы им помогаем воссоединиться на расстоянии.
 
Есть мнение, что прибыль от продаж за 8 марта в вашем бизнесе равна прибыли за последующие полгода. Так ли это?
 
Мы пока не научились за эти 3-4 дня мартовских продаж делать годовую выручку, может, кто-то и умеет. Но к 2-3 месячной приблизились вплотную. Не стоит забывать и о том, что великому празднику жатвы, как мы это называем, предшествует 2-3-месячная подготовка. Это обновление ассортимента и цен, а уж про стресс и напряжение в эти дни и помнить не хочется. С ужасом ждем этих дней. Честно.
 
Как обстоят дела с заказами в течение остального времени года?
 
Хочу похвалиться, но боюсь сглазить. До середины августа этого года была выражена четкая динамика роста продаж в количественном и ценовом выражении от 30% по сравнению с предыдущим аналогичным периодом. Это радует и придает нам уверенности в завтрашнем дне. Это стабильный тренд. В сентябре продажи несколько "просели". Трактуем это повсеместным повышением цен на фоне эмбарго и падением покупательской способности в нашем случае.
 
Какая у вас ценовая политика?
 
По ценам мы проигрываем цветочным сайтам Набережных Челнов. Мы стремимся продавать дорого. И мы продаем дорого, чем гордимся. Это интереснее. Опять же, все цены относительны. Например, если бы мы сделали цены такими же, как у всех в городе, мы бы увеличили поток клиентов, но погрязли в операционной рутине. Нам пока это не нужно. Вот те самые запасные сайты-визитки, которые у нас есть, мы запустим с ценами нашего города, когда откроется магазин в оффлайне. А пока рентабельность нашего интернет-бизнеса должна быть максимально высокой. К тому же технологичность стоит денег. Это и онлайн-консультант и линия 8-800 и прочие фишки. Без технологий никуда.
 
Так почему я все-таки должен заказать цветы у вас, а не, например, в международной сети доставки цветов AMF?
 
На заре нашей деятельности мы себя позиционировали так: посмотрите на цены AMF и сравните с нашими. Детский сад. Первые два года это была наша основная линия продвижения, как мы думали.
Сейчас наши "фишки" — это быстрая доставка и качественный сервис. Мы буквально вылизываем клиентов. И без перегибов в сторону лакейства и лести. Ни один таксист, к услугам которых прибегает основная масса цветочников, даже никогда не улыбнется. Уровень обслуживания у нас приближается к грандам этого бизнеса. Мы очень хорошо знаем наш регион и сконцентрированы именно на нем по всем направлениям. У нас качественные и оригинальные букеты и подарки.
 
Есть планы по расширению бизнеса?
 
Да, как я уже говорил, это открытие магазина в оффлайне. В нашем городе.
 
По вашему мнению, насколько вообще Россия пригодна для ведения бизнеса?
 
Вполне пригодна. Несмотря на незначительные изменения в законодательстве. И даже несмотря на то, что совокупная налоговая нагрузка на бизнес, даже малый и микро бизнес, в России в сравнении со странами СНГ (Белоруссия, Казахстан) выше.
 
Что хотите пожелать своим коллегам — предпринимателям из Nethouse?
 
Поскорее жмите ту оранжевую кнопку — "создать сайт"! Это работает. Тем, кто еще размышляет. А тем, кто уже в пути — упорства, смелости, наблюдательности.
 
Юрий, спасибо за интервью. Успехов в бизнесе.
 
Nethouse хочу поблагодарить за интервью и за то, что вы вообще есть. С трехлетием вас! Желаю плодотворно дожить до седин. Боюсь представить, что мы будем без вас делать. Честно.

Дополнительные вопросы Юрию Вы можете задать на форуме. Ответы будут опубликованы обновлением к этой новости.
 
Если Вы хотите стать героем рубрики, напишите на pr@nethouse.ru с указанием адреса сайта и краткого рассказа о себе и своём бизнесе.
 
Использование материала без письменного согласия возможно только при указании первоисточника.
Перепечатка интервью разрешена со ссылкой на первоисточник.
Последние новости
На всех мониторах страны.
На визитке каждого.

Загрузите приложение Nethouse