Язык: Русский

Интервью с пользователем Nethouse: Юрий Мухин

06 октября 2014
В ноябре конструктору сайтов Nethouse исполнится три года. К этой дате мы решили приурочить серию интервью с нашими пользователями. Кто они, как пришли в бизнес и как его развивают.
 
Очередной, уже четвертый наш гость — Юрий Мухин, владелец сайтов blumenbum.ru и altavista-a.ru на платформе Nethouse.

Юрий МухинЮрий, здравствуйте. Расскажите о себе.
 
Здравствуйте! Мне 34 года, женат, двое детей. Живу в городе Набережные Челны. Деятельность: флористический бизнес и рекламное агентство. Владелец бизнеса.
 
Как и когда вы пришли в бизнес?
 
Ну бизнесом это пока назвать сложно. Скорее self employee — самонайм или ремесленничество. Максимум малый бизнес. Я начинал осознанный трудовой путь, как и большинство, в уже развивающихся компаниях. Пришел дизайнером по упаковке на мясокомбинат. Проработав год, ушел в маркетинг в кондитерку "Акульчев". Спустя время, оттуда меня порекомендовали в отдел рекламы и упаковки в компанию с интересным названием "Счастливые Времена". Это производитель замороженных полуфабрикатов и соусов. Оттуда я ушел уже от желания расти и вкладывать свои усилия в себя и свой бизнес, открыв рекламное агентство в 2008 году. В 2008 же году начались и цветы.
 
Не жалеете о своем выборе — начать свой бизнес?
 
Нет. За время работы "на дядю" я получил необходимый опыт и знания. Было интересно. Спасибо всем работодателям.
 
С рекламным агентством все более-менее понятно. А почему решили заняться цветочным бизнесом?
 
Я случайно пришел в этот бизнес, но надеюсь, что не случайный в нем человек теперь. В 2008 году в самом начале работы нашего рекламного агентства один клиент попросил сделать доставку для него. Даже не попросил, а я увидел его объявление и сам предложил услугу от совершенного отсутствия работы и заказов. Первую доставку помню до сих пор. Я просто перекупил цветы в подземке и доставил. Вышло минус 150 рублей. Зато та ситуация позволила все сразу понять. Фото того букета до сих пор сохранилось, как первый цент Скруджа МакДака, заработанный им. С каждым годом интерес заниматься рекламой угасает вместе с выручкой, а цветы выходят на первый план вместе с доходами от деятельности.
 
Давайте прежде всего о цветах и поговорим. Как у вас организован этот бизнес? Продажи осуществляются только через Интернет или есть магазины, в которые клиент может прийти и сразу купить цветы?
 
Продажи только через сайт и по телефону. Также клиент может приехать в офис за самовывозом и произвести оплату.
 
Сколько у вас сотрудников?
 
В цветах нас всего двое — я и моя жена. Это семейный бизнес. А вот по линии рекламного агентства у нас еще три человека.
 
Кто занимается доставкой? Есть курьеры в штате?
 
Курьеров нет. Мы их привлекаем только в "высокий сезон" — это 14 февраля и с 6-8 марта. В нашем городе курьеры есть лишь у двух крупных игроков с 9 магазинами в оффлайне. Нам такую функцию нет смысла держать. Максимум аутсорсинг, но в силу того, что много времени и энергии уходит на координацию между офисом, производством, клиентом и обратно, этот вопрос пока отложен.
Я очень люблю междугородние доставки. Желательно подальше от города и по непопулярному редкому маршруту. Они позволяют мне расслабиться и легально ненадолго сбежать. Даже когда значительно подрастем, межгород останется за мной, для души.
 
Предположим, я прямо сейчас сделаю заказ цветов на blumenbum.ru. Когда я получу букет?
 
В течение часа от момента оплаты — вполне реально. Исключение составляют подарочные корзины и фруктовые корзины, требующие большего времени подготовки. Также есть ограничение по времени доставки корзин, включающих алкогольные напитки, в связи с действующим ФЗ. Ночные доставки возможны, но по предзаказу.
 
 
Получается очень оперативно. Вы заказываете цветы заранее и где-то храните?
 
У нас есть холодильники, и все сырье хранится в них всегда. Производство и дома, и в офисе.
 
Часто ли случается, что цветы "не доживают" до продажи?
 
Такого не бывает никогда. Мы знаем, как правильно хранить и ухаживать за ними.
 
Как пришли к идее создания сайта?
 
Случайно и по воле случая. В ЖЖ популярного блогера-путешественника Сергея Доли прочитал пост про вашу платформу и буквально в этот же день создал сайт. Причем на руках уже был купленный пакет "Старт" от Битрикса. Но я в нем поковырялся и забросил. С моей усидчивостью это просто нереально. А в Nethouse все очень просто, как будто наполнить страницу ВКонтакте. Сможет даже троечник.
 
Сайт поддерживаете сами?
 
Да. Каждый день нам нужно хотя бы по часу что-то делать на сайте. Основная проблема — это, конечно, текстовое наполнение, уникальные тексты. С изображениями проще. Т.к. мы сами с усами и дизайнеры, то более-менее смогли оформить сайт, начиная от выбора фона до динамических баннеров и фотографий самих товаров и букетов. Гордимся, что фото букетов у нас не копипастные, как у 90% всех цветочников, а собственные. И не просто так.
Хочу, пользуясь случаем, дать совет, который уже до меня неоднократно давали сотни раз многие. Не копируйте и не воруйте чужие картинки. Это точно испортит карму вашему сайту. Старайтесь делать фотографии своих товаров и услуг сами. Пусть это будет не всегда качественно. Был в нашей истории случай, когда Яндекс "изгнал нас из рая". Просто выкинул из индексирования за ряд прегрешений — ссылки на чужие сайты, неуникальные тексты и чужие фотографии.
 
Сколько времени заняло создание первого сайта в Nethouse?
 
Создание первого сайта не окончено и по сей день. Это теперь путь на всю жизнь. Но если серьезно, то первая версия была создана буквально за день. А уже через месяц пошли первые продажи. Другие цветочные сайты, созданные нами на конкурирующих вам платформах, до сих пор не проиндексированы так же хорошо, и там нет ни одной продажи. Всего у нас в Nethouse пять сайтов. Два основных: blumenbum.ru (цветы) и altavista-a.ru (рекламное агентство), и три сайта-визитки. Это задел на будущее для уже давно планируемого к открытию магазина в оффлайне.
Плюс мы сделали два сайта по линии рекламного агентства для сторонних клиентов. Покупатели знали об открытости и условной бесплатности платформы и были готовы платить за запуск и первичное наполнение сайтов. Людей это не смущало. Им был нужен результат. Nethouse дал им его максимально быстро, а нам — соблюдение сроков и понимание стабильной технологии производства.
 
Какие способы продвижения используете? Какой способ самый эффективный?
 
Яндекс.Директ — самый эффективный инструмент. С Google AdWords не работаем — слишком быстро и безрезультатно там улетают деньги. Яндекс.Маркет также, к сожалению, не используем, т.к. на сайте есть алкоголь. Нас "завернули" на стадии премодерации. Еще пытаемся что-то делать в Инстаграмме и ВКонтакте. В последнем даже есть некоторые продажи.
 
Способствует ли продажам онлайн-консультант на сайте?
 
Очень помогает. Всем пламенно рекомендую. Проверено. Мы готовы были продлить его по обычной цене, а по акции получилось даже дешевле, чем рассчитывали. Удобно — приложение стоит на айфоне и можно работать, лежа на диване. А вот эффект от наличия телефонной линии 8-800 пока неочевиден, учитывая, что за нее мы платим более 26 000 рублей.
 
Онлайн оплату на сайте многие клиенты используют?
 
80% точно использует. Удаленные продажи — это априори онлайн оплата.
 
Какие еще сервисы используете в бизнесе?
 
Товарооборот в нашем случае учитывать пока излишняя операция, как ни странно. А вот CRM нам бы не помешало — особенно, если бы она была интегрирована сразу в историю продаж за три года на сайте. Хочется поздравлять клиента с днем рождения, больше знать и дружить с ним, делать сюрпризы. Естественно, все ради продаж. Пока наш CRM — это Outlook от Microsoft, там часть истории продаж, фотоотчеты, суммы. Бухгалтерию мы ведем в Excel. В основном все розничные покупатели — физические лица. Им закрывающие документы не требуются. Все удобства эквайринга от Яндекса. Слава Богу, снизили комиссию.
 
Сколько заказов поступает в среднем в сутки?
 
От 2 заказов каждый день в низкий сезон в среднем. Сравним с работой без сайта. В 2008 году мы создали страницу в ЖЖ и выложили там всю информацию. Тогда было 4-8 заказов, но за месяц.
 
Что чаще всего заказывают у вас? Ассортимент довольно широкий.
 
В основном заказывают цветы, открытки, торты, конфеты, шарики. Это наш "боевой рацион".
 
Какие цветы самые популярные?
 
Королева ассортимента во все времена — роза. В матрице она занимает до 80% всех букетов в том или ином виде. 8 марта королем становится тюльпан.
 
Нарисуйте портрет вашего типичного клиента.
 
Выделю ядро аудитории. Не житель нашего города. Это, в первую очередь, девушка 25-35 лет, уехавшая из родного города Набережные Челны с 450 тыс.человек населения в Москву или Питер. Она поздравляет маму с Днем рождения, 8 марта, на Новый год. Представляете, каков масштаб миграции в столицы, раз позволяет сформировать ядро покупательской аудитории? Есть еще несколько подвидов: поклонники-анонимы, корпоративные клиенты, "сидельцы" из колоний и тюрем, поздравляющие своих женщин. Тут мы используем искусство телефонных продаж. Процент повторных клиентов порядка 20-30% по ощущениям. Остальная клиентура постоянно обновляется. В общем, все, кто уехал по своей и не по своей воле и кого тянет домой — мы им помогаем воссоединиться на расстоянии.
 
Есть мнение, что прибыль от продаж за 8 марта в вашем бизнесе равна прибыли за последующие полгода. Так ли это?
 
Мы пока не научились за эти 3-4 дня мартовских продаж делать годовую выручку, может, кто-то и умеет. Но к 2-3 месячной приблизились вплотную. Не стоит забывать и о том, что великому празднику жатвы, как мы это называем, предшествует 2-3-месячная подготовка. Это обновление ассортимента и цен, а уж про стресс и напряжение в эти дни и помнить не хочется. С ужасом ждем этих дней. Честно.
 
Как обстоят дела с заказами в течение остального времени года?
 
Хочу похвалиться, но боюсь сглазить. До середины августа этого года была выражена четкая динамика роста продаж в количественном и ценовом выражении от 30% по сравнению с предыдущим аналогичным периодом. Это радует и придает нам уверенности в завтрашнем дне. Это стабильный тренд. В сентябре продажи несколько "просели". Трактуем это повсеместным повышением цен на фоне эмбарго и падением покупательской способности в нашем случае.
 
Какая у вас ценовая политика?
 
По ценам мы проигрываем цветочным сайтам Набережных Челнов. Мы стремимся продавать дорого. И мы продаем дорого, чем гордимся. Это интереснее. Опять же, все цены относительны. Например, если бы мы сделали цены такими же, как у всех в городе, мы бы увеличили поток клиентов, но погрязли в операционной рутине. Нам пока это не нужно. Вот те самые запасные сайты-визитки, которые у нас есть, мы запустим с ценами нашего города, когда откроется магазин в оффлайне. А пока рентабельность нашего интернет-бизнеса должна быть максимально высокой. К тому же технологичность стоит денег. Это и онлайн-консультант и линия 8-800 и прочие фишки. Без технологий никуда.
 
Так почему я все-таки должен заказать цветы у вас, а не, например, в международной сети доставки цветов AMF?
 
На заре нашей деятельности мы себя позиционировали так: посмотрите на цены AMF и сравните с нашими. Детский сад. Первые два года это была наша основная линия продвижения, как мы думали.
Сейчас наши "фишки" — это быстрая доставка и качественный сервис. Мы буквально вылизываем клиентов. И без перегибов в сторону лакейства и лести. Ни один таксист, к услугам которых прибегает основная масса цветочников, даже никогда не улыбнется. Уровень обслуживания у нас приближается к грандам этого бизнеса. Мы очень хорошо знаем наш регион и сконцентрированы именно на нем по всем направлениям. У нас качественные и оригинальные букеты и подарки.
 
Есть планы по расширению бизнеса?
 
Да, как я уже говорил, это открытие магазина в оффлайне. В нашем городе.
 
По вашему мнению, насколько вообще Россия пригодна для ведения бизнеса?
 
Вполне пригодна. Несмотря на незначительные изменения в законодательстве. И даже несмотря на то, что совокупная налоговая нагрузка на бизнес, даже малый и микро бизнес, в России в сравнении со странами СНГ (Белоруссия, Казахстан) выше.
 
Что хотите пожелать своим коллегам — предпринимателям из Nethouse?
 
Поскорее жмите ту оранжевую кнопку — "создать сайт"! Это работает. Тем, кто еще размышляет. А тем, кто уже в пути — упорства, смелости, наблюдательности.
 
Юрий, спасибо за интервью. Успехов в бизнесе.
 
Nethouse хочу поблагодарить за интервью и за то, что вы вообще есть. С трехлетием вас! Желаю плодотворно дожить до седин. Боюсь представить, что мы будем без вас делать. Честно.

Дополнительные вопросы Юрию Вы можете задать на форуме. Ответы будут опубликованы обновлением к этой новости.
 
Если Вы хотите стать героем рубрики, напишите на pr@nethouse.ru с указанием адреса сайта и краткого рассказа о себе и своём бизнесе.
 
Использование материала без письменного согласия возможно только при указании первоисточника.
Перепечатка интервью разрешена со ссылкой на первоисточник.
На всех мониторах страны.
На визитке каждого.

Загрузите приложение Nethouse