Финансовый маркетплейс: что это такое?
Финансовый маркетплейс — это интернет-платформа, на которой пользователи могут выбирать, сравнивать и приобретать финансовые продукты и услуги онлайн. Такие платформы работают по принципу маркетплейсов в электронной коммерции, как, например, Wildberries или OZON, но специализируются исключительно на финансовых продуктах или услугах. Иными словами, на том, что в отличие от обычных товаров «нельзя потрогать руками».
Сервисы подобного рода связывают финансовые организации и клиентов, упрощая процесс выбора и оформления финансовых услуг. В этом смысле маркетплейс финансовых продуктов и услуг можно назвать связующим звеном, «онлайн-витриной», за которой скрывается много разных магазинов (банки, МФО, страховые компании и т.д.), так как сам маркетплейс ничего не продаёт.
Ещё для финансового маркетплейса хорошо подходит фраза «все услуги и продукты в одном окне». То есть, доступ к различным финансовым продуктам любой желающий может получить на одном сайте. Продукты и услуги, повторимся, при этом самые разные: от недорогой страховки и микрокредитов до платных образовательных курсов, брокерских услуг и многого другого.
Смысл таких маркетплейсов – экономия времени и продуманный рациональный подход к выбору финансовых продуктов и услуг. Чтобы сравнить предложения банков и страховых компаний пользователю не нужно ходить из одной организации в другую. Ну а при наличии подходящего варианта сразу же подать заявку на выбранный продукт или услугу, для чего также не надо покидать дом или офис.
Кто был первым? Предыстория появления финансовых маркетплейсов в России
На сегодняшний день маркетплейсов такого рода в России довольно много. Самые популярные из них: «Банки.ру», «Сравни.ру» и «Выберу.ру». Первым, если отталкиваться от года создания и деятельности конкретно по продаже финансовых продуктов и услуг, стал сайт «Сравни.ру», где можно было найти цены на КАСКО и ОСАГО сразу в нескольких компаниях и выбрать подходящий полис. «Банки.ру» появился раньше, но был новостным СМИ. «Выберу.ру» самый молодой из этой тройки – проект появился в 2015 году уже в качестве непосредственно финансового маркетплейса.
Что доступно на маркетплейсах?
Ответ выше. Собственно, всё, что можно отнести к финансовым продуктам и услугам: банковские вклады, облигации, кредитные и дебетовые карты, страховые услуги и многое другое. Проще говоря, здесь зависит всё исключительно от продавца и его желания разместиться на маркетплейсе. Всё, как и в случае с хорошо всем знакомыми коммерческими торговыми платформами.
Основные отличия финансового маркетплейса от агрегаторов и принцип работы
Сайты-агрегаторы (в данном случае – финансовые) предоставляют пользователям информацию о продуктах различных банков, но не дают возможности заключить договор. После выбора клиент вынужден обращаться в банк, что может занять время и вызвать неудобства. Маркетплейсы позволяют не только сравнивать предложения, но и оформлять их полностью онлайн. С платформы можно открыть вклад, перевести деньги и т.д.
И, да, небольшое дополнение. Если выше мы сравнивали финансовые маркетплейсы с коммерческими платформами (Wildberries, OZON) и говорили, что разница в предлагаемом «товаре», то здесь, наверное, конкретизируем. Задачи финансового маркетплейса – сравнение финансовых продуктов и услуг, их оформление и дистанционное управление своими финансами. То есть, работа такого сайта больше напоминает не условный OZON, а, скорее, сервисы бронирования, такие как Booking или «Островок»: клиент выбирает услугу, оплачивает её и пользуется результатом без личного визита в организацию.
Давайте разберёмся в самых общих чертах, как использовать финансовый маркетплейс. Сделаем это на примере таких продуктов, как кредиты, вклады в банках и инвестиции.
Кредиты: как экономить на кредитах с помощью финансового маркетплейса?
При оформлении кредита важна экономия на процентах. Сравнение предложений банков на одной платформе позволяет сэкономить не только время, но и собственные деньги. Какие возможности у маркетплейсов для этого есть?
1. Выбор выгодных условий – на сайте можно быстро подобрать кредиты с низкими процентными ставками и воспользоваться специальными предложениями
2. Наличие дополнительных сервисов – сегодня на уважающих себя маркетплейсах есть такие вспомогательные опции, как калькулятор расчёта кредита, предварительный график погашения и опция проверки персонального кредитного рейтинга.
3. Выбор с учётом кредитной истории – при подборе кредитов на маркетплейсе можно отыскать подходящие варианты с учётом персональной кредитной истории.
Оптимизация личного бюджета: как научиться копить?
Финансовые маркетплейсы предлагают решения для накоплений и увеличения доходов. В первую очередь – это поиска выгодного вклада с возможностью его дистанционного оформления. Для открытия депозита на маркетплейсах всегда можно выбирать вклады с выгодными ставками, фильтруя предложения по процентным ставкам, возможности пополнения этого самого вклада, а также удобству управления через интернет-банк.
В принципе, по похожему алгоритму на маркетплейсах устроен и подбор дебетовых карт. Система помогает найти карты с высоким кешбэком, начислением бонусов и процентами на остаток.
Инструменты для начинающих инвесторов
Современный финансовый маркетплейс полезен в том числе и тем, кто занимается инвестициями или только начинает это делать. Многие платформы предлагают такие услугу, как выбор инвестиционного брокера со сравнением условий обслуживания и началом последующей работы на фондовом рынке. Эта услуга называется «Рейтинг брокеров», с помощью которой можно сравнить условия открытия брокерских счетов.
То есть, можно сказать, что с помощью маркетплейсов вполне реально обучиться основам инвестирования. Узнать, что такое инвестиции, как построить финансовый план и определить цели, а также какие существуют риск-профили и как от них застраховаться. Купить акции, облигации и другие активы также можно. Помогут обучиться и чисто информационные материалы, которые на любом финансовом маркетплейсе должны быть, что называется, по умолчанию. Это любая аналитика, касающаяся таких вещей, как адаптация инвестиционного портфеля к кризису и сохранение накоплений.
Преимущества финансовых маркетплейсов и их ценность для пользователей
С маркетплейсом достаточно пройти идентификацию один раз, чтобы получить доступ ко всем подключённым банкам и компаниям. Это сэкономит время и упростит процесс выбора подходящих условий. Если говорить про удобства, то маркетплейс – это хороший помощник жителям малых населённых пунктов, где доступ к банковским услугам ограничен, а также для маломобильных граждан, которые могут оформить карту без необходимости личного визита в банк. Сервис актуален для жителей регионов с ограниченными финансовыми услугами и для россиян за границей, которым требуется доступ к банковским продуктам.
Помимо удобства и экономии времени ценность финансовых маркетплейсов заключается в том числе в прозрачности и безопасности. Никаких скрытых условий и мелкого шрифта. Пользователь видит все: от комиссий до процентных ставок. Это позволяет принимать взвешенные решения, не опасаясь неприятных сюрпризов. Что касается безопасности данных, то для современных маркетплейсов это тоже, что называется, реализовано «по умолчанию»: на маркетплейсах только лицензированные финансовые организации, как, впрочем, и сами маркетплейсы. Строжайшее соблюдение закона «О персональных данных», SSL-сертификаты и защищенные протоколы передачи данных.
Подытожив, можно сказать, что современные финансовые маркетплейсы – это не просто облегчение доступа к финансовым продуктам с целью экономии времени, но и доступная каждому возможность выбора финансовых продуктов и услуг, соответствующих конкретным требованиям.