Мобильное приложение: как выбрать подрядчика?
Краткий мануал для тех, кто впервые столкнулся с необходимостью заказать разработку приложения
Рынок заказной мобильной разработки еще довольно молод, однако он уже успел сформироваться: выявились крупные игроки, выкристаллизовались компании с узкими специализациями. Количество игроков отрасли в 2018 году приблизилось к 600, а количество запущенных ими проектов уже превышает 12 500. И тем актуален вопрос: как же выбрать подрядчика, который бы максимально подходил под специфику и задачи будущего проекта?
Ниже мы подробно расскажем о каждом из трех/четырех этапов этого процесса:
2. Составления перечня требований к исполнителю, учитывающего особенности вашего будущего приложения.
3. Подбор кандидатов, соответствующих перечню требований.
4. При необходимости — проведение конкурса между претендентами.
1. Подготовка брифа
Как правило, подробное техзадание на приложение создается совместными усилиями заказчика и исполнителя уже после выбора последнего. Но для того, чтобы его найти и выбрать, необходимо подготовить бриф.
Бриф можно составить в свободной форме или использовать универсальный шаблон. Главное на этом этапе — найти ответы на следующие вопросы:
- Вы уверены, что вам нужно именно приложение, а не сайт с адаптивной версткой или мобильная версия?
- Для каких именно целей вам необходимо приложение (кроме, собственно, получения прибыли)? Как можно сформулировать его предназначение?
- Чем именно оно будет полезно пользователям?
- В чем заключаются особенности вашей ЦА?
- Совершение каких действий ожидается от пользователей приложения?
- Есть ли у вас примеры приложений, похожих по стилистике и функционалу проектов?
- Обозначена ли уже дата запуска приложения (срок, в которой вашему бизнесу необходимо получить готовый продукт)?
- На каких операционных системах нужна разработка (Android, Windows Mobile, iOS)?
- Какой тип приложения необходим (интернет-магазин, сервис, игра и т.д.)?
- Какова специфика бизнеса, что вы представляете (финансы, отдых, спорт, игры и т.д.)?
- Что из себя должен представлять функционал приложения (авторизация через соцсети, формирование корзин, оперативные уведомления, оплата безналом и т.д.)?
- Какие интеграции понадобятся (соцсети, учет товарных остатков, геолокация и т.д.)?
На этом же этапе необходимо прикинуть, какие средства вы готовы выделить для реализации проекта. Эту информацию можно не указывать в брифе, однако, при последующем выборе подрядчика она поможет отсеять компании со слишком высоким или, наоборот, низким прайсом. Почему низкий прайс — не всегда хорошо, мы напишем ниже.
2. Составления перечня требований к исполнителю
Что касается последнего критерия выбора — цены, важно понимать, что для выбора подрядчика нужно не только знать стоимость человеко-часов специалистов агентства, но и размер минимального бюджета, с которым оно готово работать. Одни агентства легко берут в работу приложения с бюджетом до 200 00 рублей, но они могут не справится с проектами, смета на которые достигает миллиона. Просто не хватит ресурсов и компетенций. Другие агентства, наоборот, считают целесообразным браться только за масштабные проекты, чтобы исключить простой сотрудников и не распылять их высокую экспертизу на простые задачки.
В этом смысле все агентства, занимающиеся мобильной разработкой, негласно делятся на 4 ценовых сегмента:
- Нижний (готовы работать с бюджетами ниже 200 000 рублей и чуть выше).
- Средний (диапазон бюджетов: 200 000-500 000 рублей).
- Верхний (500 000-1 000 000).
- Премиум (выше 1 000 000).
Допустим, у вас простой проект и есть 200 000 рублей на его реализацию. Это значит, что вам нужно искать подрядчика среди агентств Нижнего и Среднего ценового сегмента.
Однако, стоимость — это далеко не единственный критерий выбора. Вот список того, на что еще стоит обязательно обратить внимание:
- Возраст агентства, опыт работы (здесь важно не забывать, что отрасль в целом молодая. История большинства агентств не насчитывает и 5 лет).
- Расположение офиса агентства (актуально для случаев, если вам важно работать с подрядчиком из вашего города и вам не подходит удаленный формат взаимодействия).
- Опыт работы на выбранной вами операционной системе: Android, Windows Phone, iOS (здесь важно понимать, что даже если изначально вы выбрали одну ОС, в будущем вам может понадобится разработка и на других).
- Опыт создания приложений необходимого вам типа (интернет-магазины, игры, обучение, помощники и т.д.).
- Опыт, а лучше - специализация на тематике, которую вы представляете (туризм, финансы, спорт, мода и т.д.).
Чтобы закрепить, предлагаем отталкиваться от легенды: нам нужна обучающая игра на Android и есть бюджет 500 000 рублей. В этом случае у нас получится следующий список критериев:
- Возраст агентства: от 3 лет (так как отрасль еще молодая).
- Месторасположение: не важно (мы готовы сотрудничать на удаленке, понимая, что не факт, что мы найдем агентство нужной специализации из своего города).
- Опыт разработки на Android, iOS, Windows Phone (так как в случае успеха после запуска/тестирования приложения на одной ОС, мы планируем заказать разработку и на остальных).
- Опыт разработки игр для мобильных устройств.
- Опыт разработки обучающих игр не обязателен, но желателен (так как игровое обучение - это относительно новая для рынка история и еще очень мало игроков, имеющих соответствующий опыт).
- Ценовой Сегмент: Средний или Верхний.
3. Подбор кандидатов, соответствующих требованиям
Теперь, когда у нас есть такой могущественный артефакт как список требований, пора использовать его по назначению. Для этого нужно зайти на страничку Рейтинга разработчиков мобильных приложений. Этот рейтинг обновляется каждый год и включает в себя лучших разработчиков СНГ, представляющих разные специализации и ценовые сегменты. Вверху горизонтально расположены фильтры, позволяющие формировать списки агентств, подходящих под ваши критерии.
Для примера вернемся к нашей легенде — нам нужна обучающая игра на Android , бюджет 500 000 рублей. Чтобы получить нужный список, в фильтре ОС выбираем значение Android, в фильтре Категории — Игры, а в фильтре Цены — Средний или Верхний. После того, как система сформировала список нужных нам агентств, можно кликать по их названиям, изучать их описания или переходить на их сайты.
Часто бывает так, что на этом поиск заканчивается, так как удается найти 2-3 подходящих кандидатов, с которыми можно связаться и обсудить детали. В случае, если выбор сделать все же не удалось, можно провести тендер. Благодаря современным технологиям это быстро и просто. В четвертом пункте мы расскажем об этом. А в конце третьего хотелось бы добавить, что если вам нужно креативное приложение (с необычной концепцией, множеством визуализаций, персонажей, анимацией и т.д.) стоит также воспользоваться Рейтингом разработчиков дизайна мобильных приложений. Он построен на основе количества побед агентств в отраслевых конкурсах и статуса этих конкурсов среди профессионального сообщества.
4. Проведение конкурса
Конкурс (тендер) подходит в следующих случаях:
- Вам не удалось сложить мнение о кандидатах на основе информации с их сайтов.
- Вы бы хотели рассмотреть побольше вариантов для уверенности.
- Вы предпочитаете, чтобы подрядчики боролись за право работы с вашей компанией, а не наоборот.
Как организовать тендер? Предлагаем использовать один из двух способов:
- После применения нужных фильтров в Рейтинге мобильных разработчиков, отметить галочками справа приглянувшиеся агентства, а затем нажать кнопку «Организовать тендер» внизу экрана.
- Зайти на специализированный сервис Workspace и заполнить соответствующую форму.
При организации тендера рекомендуется выделять 2-3 недели на подачу заявок претендентами, после чего можно приступать к их изучению. Если сразу определить победителя конкурса не удалось, можно выбрать ТОП-3 финалистов и назначить им личные встречи или обсудить детали в Skype.
Обычно достаточно буквально 1-2 встреч, для того, чтобы окончательно определится с кандидатурой будущего подрядчика. Главное, подготовиться к ним — иметь перед глазами список нужных вопросов и тезисную информацию о будущем проекте.
Желаем удачи!