Нужен SMM. Как выбрать подрядчика?
Социальные сети уже давно стараются быть удобными не только для частных лиц, но и для бизнеса. Особым плюсом для продвижения услуг или товаров в них является возможность выхода на узкие целевые аудитории. При этом зачастую можно даже не вести странички — достаточно лишь в нужный момент запустить рекламную кампанию.Краткая инструкция для тех, кто сталкивается с этой задачей впервые
Учитывая, что соцсети развиваются в режиме нон-стоп (изменяют алгоритм вывода постов в ленты френдов, рекламные опции, их стоимость и т.д., а также предоставляют все больше бизнес-инструментов: от возможности создания торговых витрин до бронирования билетов), важно найти специалистов, которые бы отслеживали эти изменения и умели наиболее эффективно ими распорядиться. Именно этой теме мы и решили посвятить этот материал и рассказать, как найти максимально подходящего для вас SMM-подрядчика.
Агентства Vs. фрилансеры
Вначале необходимо решить, кто именно вам нужен: фрилансер или SMM-агентство? Рассмотрим каждый из этих вариантов.
Фрилансеры. Аргументы "за":
- Более низкая стоимость услуг. Пожалуй, это самая главная причина, по которой выбирают этот вариант.
- Гибкость. Обычно фрилансеры имеют возможность подстраиваться под желания клиента и, в отличие от агентств, готовы работать с любыми бюджетами.
Агентства. Аргументы "за":
- Репутация. Как правило, бизнес прикладывает немало усилий, чтобы быть привлекательным для клиентов, и он крайне не заинтересован в появлении недовольных заказчиков.
- Регулярная отчетность. Если фрилансерам свойственно забывать про всевозможные "закрывашки", то в агентствах необходимость составления отчетов и актов уже прописана во внутренних регламентах. С агентством можно договориться об индивидуальной схеме отчетности. Например, вы хотите посмотреть статистику инстаграм — соответствующий отчет вам сформируют по запросу.
- Работа нон-стоп. В случае усилия активностей, агентство всегда может предоставить дополнительного сотрудника или заменить заболевшего.
- Прозрачность. Найти информацию про агентство обычно проще, чем про фрилансеров. Это помогает принимать более взвешенные решения при выборе подрядчика.
Критерии выбора
Неважно, фрилансера или агентство вы ищете. И в том, и в другом случае важно отталкиваться от следующих критериев:
- Опыт. Лучше всего, если опыт конкретного специалиста будет превышать 3-5 лет. Чтобы понять алгоритмы различных соцсетей, прочувствовать особенности их аудитории, научиться размещать рекламу по минимальным ставкам — на все это требуется время. Просто закончить курсы не достаточно.
- Специализация. В идеале нужно искать подрядчика, у которого уже были клиенты той же тематики, что вы представляете (медицина, робототехника, финансы, автопромышленность, хорека и т.д.). Каждая тематика имеет свои особенности работы, поэтому если вы не хотите, чтобы специалист набивал шишки на вашем проекте, подберите более опытного, уже с собственными шишками.
- Клиенты. Как и в других отраслях, крупные и известные заказчики косвенно подтверждают экспертность и высокий статус подрядчика. Однако нужно быть бдительными — последние могут приукрашивать реальность и вносить в ПУЛ клиентов даже тех, для кого реализовывали совсем крошечный объем работ по субподряду.
- Эффективность работы. Основной критерий оценки работы SMM-специалистов — это достижение заранее согласованных с заказчиком KPI. Таковыми могут выступать: среднестатистическое количество лайков/перепостов публикаций, количество забронированных/купленных билетов, количество использованных промо-кодов и т.д. О своих достижениях в рамках различных проектах подрядчики обычно пишут на собственных сайтах и отраслевых площадках. Не поленитесь, заранее изучите их кейсы.
- Умение эффективно распоряжаться бюджетами. Рекламное продвижение в соцсетях чаще устроено по аукционному типу и от того, насколько специалист знает ЦА и умеет настраивать рекламные акции, будет зависеть стоимость получения нового подписчика или лайка под нужным постом. Узнайте у будущего подрядчика, удается ли ему достигать минимальной стоимости. Об этом так же часто упоминается в кейсах.
- Страницы в соцсетях. SMM считается бизнесом с низкой маржой, поэтому у некоторых подрядчиков просто нет ресурсов для ведения собственных аккаунтов в соцсетях. К тому же, у некоторых просто нет такой необходимости — они параллельно принимают в работу 1-2 проекта и такой клиентопоток им вполне способно обеспечить обычное сарафанное радио. Тем не менее, с просмотра таких страничек стоит начать свое изучение потенциального подрядчика. Это позволит сформировать хотя бы первичное представление.
- Отзывы. Стоит не только изучать размещенные в интернете отзывы клиентов, но и, по возможности, связываться с их авторами, задавать волнующие вас вопросы. Например, не срывал ли подрядчик сроки, не допускал ли фатальных ошибок при работе с негативными комментариями и т.д.
Услуги, цены и бюджеты
Как правило, агентства и фрилансеры демонстрируют разный подход к проектам. Если первые чаще предоставляют услуги по заранее сформированным пакетам, то вторые демонстрируют более индивидуальный подход, формируя пакет услуг под конкретного клиента.
Минимальный месячный бюджет, с которым в среднем готовы работать фрилансеры при этом составляет 5 000-10 000 рублей, агентства — 25 000-40 000 рублей.
SMM-агентства можно разделить на 5 основных ценовых сегментов:
- Эконом (готовы брать в работу проекты с бюджетом до 25 000 рублей).
- Низкий (от 25 000 до 50 000 рублей).
- Средний (от 50 000 до 100 000 рублей).
- Высокий (от 100 000 до 150 000 рублей).
- Премиум (свыше 150 000 рублей).
Важно: не стоит путать бюджеты и стоимость услуг. В первом случае может иметься в виду не только стоимость потраченных SMM-специалистом человеко-часов, но и суммы, перечисляемые соцсетям за продвижение
От чего зависит размер бюджета? В первую очередь от целей, следовательно, от комплекса действий, которые нужно будет предпринять для их достижения. Например, если стоит задача привлечь 1000 новых подписчиков, это будет стоить дороже, чем если такой задачи не стоит вовсе или данный KPI обозначен в 200 подписчиков
Второй фактор, влияющий на бюджет SMM-проектов, это тематика и особенности бизнеса клиента. К примеру, продвигать продукцию, реклама которой запрещена законодательно, гораздо сложнее и, значит, дороже, чем, скажем, косметику или бытовую технику
Третий фактор — это географическое месторасположение подрядчика. Как и в других сферах, услуги компаний/специалистов из крупных городов обычно стоят дороже, чем из небольших.
Минимальный пакет представляет из себя комплекс из следующих услуг (плюс/минус):
- Подготовка контент-плана на неделю/месяц.
- Размещение 15-30 постов в месяц в 2-3 соцсетях.
- Проведение таргетированных кампаний.
- Отчет о проведенных работах с указанием достигнутых KPI.
Что касается более дорогих пакетов (свыше 30 000-50 000 рублей), здесь по согласованию с заказчиком могут включены следующие опции:
- Массфоловинг.
- Брендирование страничек.
- Брендирование контента.
- Вирусные посевы.
- Проведение конкурсов, акций, лотерей и пр.
Площадки для поиска подрядчиков
Как мы писали выше, фрилансеров чаще всего находят посредством сарафанного радио — отзывов и рекомендаций знакомых, которые уже сотрудничали с данным подрядчиком. Однако, если у вас нет таких знакомых, можно обратиться к специализированным группам в соцсетях или форумам .
Информацию об агентствах в систематизированном виде можно получить в каталоге SMM-агентств. Изучайте карточки компаний, узнавайте их месторасположение, специализации, расценки, профессиональные достижения.
Если эта информация не помогла вам сделать выбор, есть смысл провести тендер на специально предназначенной для этого площадке Workspace. Это быстро, легко и бесплатно. Нужно лишь заполнить соответствующую форму.
На шаге "Расскажите о задаче подробнее" мы советуем не только описать сам проект, но и ваши собственные требования исполнителю, чтобы сразу отсечь неподходящие варианты. Здесь как раз пригодится список критериев, про который мы писали в начале: присутствие подрядчика в определенном городе, опыт работы с тематикой, что вы представляете, умение эффективно распоряжаться рекламными бюджетами и т.д.
После того, как вы разместите свое объявление, нужно будет выждать 2-3 недели для того, чтобы все желающие успели откликнутся на него, после чего приступать к изучению заявок. Если вам не удалось сразу определить, кто из претендентов максимально соответствует вашим пожеланиям и финансовым возможностям, можно выбрать ТОП-3 финалистов, с которыми провести личные встречи или онлайн-переговоры.
Встреча с будущим подрядчиком
Вот на какие нюансы мы рекомендуем обращать внимание на встрече, предшествующей окончательному выбору SMM-подрядчика:
- Подготовился ли он ко встрече с вами — нашел ли ваши странички в соцсетях, изучил их текущее состояние, сделал ли соответствующие пометки для обсуждения и т.д. Такая подготовка лучше слов проиллюстрирует насколько ответственно подрядчик подходит к своей работе.
- Держит ли он руку на пульсе. Как и SEO, SMM — это сфера деятельности, в которой очень часто меняются правила (алгоритмы выдачи постов в ленты, правила подготовки рекламных сообщений, требования к картинкам и т.д.). Тот, кто регулярно не читает тематические издания, не отслеживает российские и международные кейсы, не взаимодействует с профессиональным сообществом, не сможет длительное время демонстрировать высокую эффективность.
- Какие свои достижения он считает наиболее весомыми. Это тоже показательный вопрос. Если он формулирует достижения на уровне визуальной привлекательности брендирования странички или креативности текстов постов — это не очень хорошо. Креатив креативом, но как и любой другой маркетинг, хороший SMM — это результативный SMM. А результативность — это показатели (количество подписчиков, покупок, заполненных анкет, переходов на сайт и т.д.).
- Если вы решили обратиться в SMM-агентство, а не к фрилансеру, узнайте, планируется ли обеспечить вам прямой доступ к сотрудникам-исполнителям. Менеджер-проекта — это замечательно, но порой в случае возникновения срочных задач, общение через посредника может неоправданно затянуть процесс.
Надеемся, вам были полезны эти советы. Желаем удачи в поиске SMM-подрядчика, который порадует вас результатами своей работы.