Интервью с пользователем: Евгений Куликов
Продолжаем серию интервью с нашими пользователями. Кто они, как пришли в бизнес и как его развивают. Сегодня у нас в гостях Евгений Куликов, владелец сайта umasters.ru на платформе Nethouse.
Добрый день. Расскажите о себе. Как пришли в бизнес?
Здравствуйте, я частный компьютерный мастер в статусе самозанятого. В IT первый раз пришел еще в школьные годы, устроившись подмастерьем в сервисный центр в неполные 16 лет, благо что удалось договориться в школе о свободном посещении. На начало 2022 года имею 15 лет опыт работы в IT, из них мастером беспрерывно с лета 2008 года.
Как устроена работа? Сколько человек в вашей команде? Кто ведет бухгалтерию?
С 2014 года после подорожания доллара я принял решения отказаться от стационарной мастерской, в связи со спецификой работы, а именно обслуживанием различного оборудования, в том числе и торгового, магазинов, кафе, баров, ресторанов. Начиная от рабочих компьютеров в бухгалтерии до торговых POS-терминалов и сетевых коммуникаций.
В плане ремонта я достаточно универсален, ремонтирую и настраиваю ноутбуки, моноблоки, серверы, тв-ресиверы и приставки, роутеры и маршрутизаторы, торговые POS-терминалы. В работе мне помогает компаньон, тоже самозанятый, инженер с профильным образованием. Его я привлекаю для выполнения таких задач как, например, замена чипов на видеокартах или материнских платах ноутбуков.
Насчет бухгалтерии все просто: как самозанятый я оплачиваю налоги через приложение "Мой налог". Недавно подключил безналичную оплату и получил возможность расчета с клиентами через мобильное приложение на смартфоне пластиковыми картами платежных систем Visa, Mastercard и МИР, а также сервисы Google Pay, Apple Pay, Samsung Pay.
Какие услуги самые популярные?
Из самых популярных услуг отдельно хочется выделить восстановление случайно удаленных данных, часто пользователи ошибочно удаляют документы и фотографии. Также это восстановление файлов с жестких дисков с потерянными файловыми системами, когда Windows предлагает отформатировать раздел (в диспетчере дисков такие разделы отображаются как RAW). На втором месте по частоте обращений пользователей находится установка, восстановление или перенос операционной системы, сбой которой вызван либо последствиями воздействия различных вредоносных программ (вирусов) либо выходом из строя жесткого диска. И на третьем месте по количеству обращений - услуга по чистке системы охлаждения и замены термопасты, иногда приносят после других мастерских со следами неквалифицированного вмешательства (царапины, сколы, самая дешевая термопаста, бинты в термопасте вместо термопрокладок).
Вспомните самый интересный заказ или клиента. Были ли конфликтные ситуации?
Интересных заказов много, больше половины. Однако самым запоминающимся был от одной организации. Для бухгалтерии был собран и запущен сервер 1С, установлена платформа, оставалось только перенести базы. Сама программа с базами работала у бухгалтера и постоянно была в работе. После комплексной диагностики я предупредил о деградации носителя HDD и о возможной поломке в ближайшее время. Я неоднократно поднимал этот вопрос в течение минимум месяца, приходил в офис и звонил им с напоминаниями. Через полгода мне перезванивает представитель компании и грустным голосом сообщает, что 1С с базами и диском перестал определяться в системе. Диск HDD был признан неремонтопригодным...
Бывали и конфликтные ситуации. Некоторые люди в принципе не видят разницы между электроникой и электрикой. Из недавнего могу вспомнить заявку на невключающийся ноутбук с характерными симптомами проблем с питанием. Человек на полном серьезе предложил заплатить за ремонт двести рублей и искренне недоумевал, за что платить больше - "там же только проводок поправить". Или вот еще: ноутбук залит жидкостью, весь в окиси и коротком замыкании, а клиент упорно повторяет, что ему надо только починить кнопку включения.
Как часто клиенты оплачивают ваши услуги онлайн?
Клиенты онлайн не оплачивают, хотя на сайте присутствует форма платежа от ЮMoney. Преобладают переводы на карту банка, чуть меньше половины заказчиков предпочитают расплачиваться наличными. Я думаю, что с появлением платежного терминала безналичных платежей станет больше, так как это удобнее и быстрее, не надо вводить номер карты и другие данные.
Расскажите вкратце, как проходит ваш стандартный рабочий день.
Мой рабочий день может начинаться в разное время, иногда на IT-сопровождение выезжаю в 5-6 утра, есть и поздние выезды около полуночи. Если брать в среднем, то занимаюсь принятым оборудованием часов с 10-11 утра, а после обеда начинается выездная работа по приемке неисправного в ремонт или развозка/выдача отремонтированного и восстановленного. С 2016 года я пересел на двухколесный транспорт, в Краснодаре можно спокойно передвигаться на таком до десяти месяцев в году, игнорируя таким образом пробки, которых от года к году становится только больше.
Какие способы продвижения используете? Какие из них наиболее результативны? Есть ли фиксированный рекламный бюджет?
По продвижению сайта упор делается на оптимизацию под органическую выдачу поисковых систем, минимально задействованы Юла и Авито. Как такового фиксированного рекламного бюджета нет.
Кто ваши конкуренты? Как вы выделяетесь среди них?
Как правило, я не воспринимаю других ремонтников как конкурентов, это позволяет налаживать отношение с дружественными сервисами и помогать друг другу даже в ситуациях, не связанных с рабочей деятельностью.
Перечислите основные проблемы вашего бизнеса.
Основными проблемами моего бизнеса считаю необоснованно высокой стоимость некоторого специализированного оборудования, а также законодательные запреты на ввоз и приобретение некоторых устройств и приборов, которые по каким–то субъективным причинам попали в список спецсредств.
Пандемия как-то повлияла на вашу работу?
В пандемию был небольшой спад количества заявок после достаточно высокого пика. В первую очередь увеличение заказов было связано с переходом на удаленку и необходимостью настройки и модернизации как рабочих, так и домашних ПК. Так как не все работодатели имели возможность выдать компьютеры своим сотрудникам, личные компьютеры и ноутбуки становились рабочими на период удаленной работы. Когда же отменили движение общественного транспорта, я это заметил только часов через двенадцать, уже к концу дня. Полиция останавливала только автотранспорт, так что мотоциклы и мопеды проезжали, не останавливаясь.
Сколько времени заняло у вас создание сайта? Кто занимается наполнением сайта и работой с ним?
Первый вариант сайта был готов уже через полгода, впоследствии добавлялось новое и убиралось лишнее и неактуальное. В настоящее время сайт доступен, но находится в очередной стадии переработки. Наполнением, ведением и созданием сайта я занимаюсь сам. Никогда не пользовался услугами копирайтеров и рерайтеров. Контент, публикуемый на сайте, исключительно авторский. Это относится как к фотографиям пайки и ремонта, сервисного обслуживания, так и текстовых материалов с точным описанием производственно-технических процессов, с учетом технологических тонкостей и особенностей.
Каких возможностей вам не хватает в нашем конструкторе сайтов? Какая функция самая полезная?
В конструкторе очень не хватает возможности использования других описателей структурированных данных, кроме OpenGraf. Хотелось бы видеть JSON-LD, Schema.org, дублинское ядро и микроданные Яндекса. Полезной фунцией я считаю возможность использования Google Tag Manager. Это позволило "прикрутить" к сайту много полезного.
Расскажите о планах. Есть ли желание расширяться, выходить в другие регионы, например?
Расширение в географическом плане определенно не планируется, хотя бы по той причине, что я не ИП и не ООО, я не могу брать на работу людей. Вдобавок мне нужно будет убедиться в профессионализме и положительных личных качествах новых коллег, перед тем как доверить технику своих клиентов. Своих компаньонов, с которыми работаю сейчас, я знаю не менее восьми лет и уверен в них на все сто процентов. В профессиональном скорее всего будет развитие с занятием пустых нишевых направлений услуг, оказание которых пока недоступно ввиду узкой специализации и временной недоступности инструмента для выполнения поставленных задач.
Традиционный последний вопрос — что пожелаете своим коллегам-предпринимателям из Nethouse?
Предпринимателям из Nethouse порекомендую, конечно же, верить в себя и упорно идти к поставленной цели. Проработать план развития, повторно изучить рынок, внимательно и ответственно относиться к своей работе, использовать только лучший инструмент и расходные материалы, а также признавать свои ошибки и исправлять их ценой небольших потерь.
Спасибо за интервью. Успехов вам!
P.S. Если вы хотите стать героем рубрики, напишите на pr@nethouse.ru с указанием адреса сайта и краткого рассказа о себе и своем бизнесе.