Управление репутацией интернет-магазина: почему важно знать, что пишут о вашем бизнесе в интернете
Энциклопедия интернет-бизнеса. Глава 77.
Репутация бренда — не новое понятие в маркетинге, но изменения последних нескольких лет сделали отзывы важным фактором при принятии клиентом решения о покупке. Раньше репутация формировалась "сарафанным радио" и была в основном у крупных производителей, которые у всех на слуху. Теперь же достаточно набрать название любой компании в поисковую строку, чтобы тут же прочитать отзывы о ней. Что такое онлайн-репутация бренда и как она влияет на продажи, рассказывает Екатерина Хиндикайнен, руководитель проекта Rookee.
Из чего складывается репутация в интернете
С каждым годом все больше потребителей читают отзывы перед покупкой. Согласно исследованию Brightlocal за 2021 год, 77% покупателей регулярно просматривают отзывы о локальных брендах — это на 17% больше, чем годом ранее. Это могут быть не только отзывы на официальном сайте или страницах бренда в соцсетях, но и:
-
отзывы на специальных сайтах-отзовиках, например, Zoon, Yell, Irecommend и др.;
-
отзывы об офлайн-точках интернет-магазина на картах — Google Maps, Яндекс.Картах, 2ГИС;
-
отзывы на маркетплейсах, если вы продаете через них свой товар — Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет, Wildberries, Ozon и пр.,
-
отзывы в магазинах приложений, если у вас есть собственное — в App Store или Google Play.
Возможностей поделиться своим опытом использования товаров становится все больше, и самые разборчивые покупатели могут также перейти по хэштегу бренда в соцсетях, поискать видео- и фотообзоры на товар других пользователей, упоминания на форумах и в блогах. В совокупности количество упоминаний бренда и их контекст образуют онлайн-репутацию бренда.
Почему работать с репутацией важно
Исследователи поведения потребителей подтверждают многолетними наблюдениями и опросами, что отзывы о бренде или товаре напрямую влияют на покупку:
-
98% пользователей читают онлайн-отзывы о товарах локальных брендов;
-
78% ищут информацию о продавце в интернете более чем 2 раза в неделю;
-
89% покупателей предпочтут бизнес, который отвечает на все отзывы, оставленные онлайн;
-
всего 3% пользователей согласны купить у бизнеса с рейтингом две звезды из пяти и ниже.
Репутация сказывается не только на решении о покупке, но и на маркетинговых затратах. Например, Яндекс для контекстной рекламы подгружает данные рейтинга из Яндекс.Карт и Яндекс.Маркета. Даже если ваше объявление будет в топе, покупатель с большей вероятностью перейдет на страницу магазина с большим количеством звезд. Работая над репутацией, можно значительно снизить маркетинговые затраты и стоимость привлечения покупателя.
В обратном случае — если в интернете только плохие отзывы о компании — все маркетинговые усилия будут бесполезны. Бренд будет озабочен привлечением новых клиентов, но те, прочитав пару негативных отзывов в интернете, не будут покупать. Так плохая онлайн-репутация может даже убить бизнес.
С чего стоит начать
Первый шаг — это мониторинг, который позволяет определить текущую онлайн-репутацию бренда и конкурентов. Провести его можно вручную, перепробовав различные комбинации поисковых запросов, а также с помощью специальных сервисов — например, сервиса мониторинга YouScan или системы анализа соцсетей и СМИ Brand Analytics.
По итогам мониторинга обычно выделяются три стартовых позиции:
О бренде нет информации в интернете. В таком случае доверие покупателя к бренду будет низким. Обычно отсутствие информации — признак молодой компании, которая еще не наладила процессы, или фирмы-однодневки, которая на самом деле ничего не продает. Для компаний с нулевой онлайн-репутацией важно как можно скорее устранить пробелы и создать положительный образ о себе в интернете.
Найдено много негатива и отрицательных отзывов. Для таких компаний важно:
а) отработать отрицательные отзывы;
б) внимательно проверить, не является ли негативная информация ложной, и если нужно, удалить запрос — для этого можно направить специальную
форму поисковым системам;
в) постепенно перекрыть нежелательный контент положительными впечатлениями клиентов. Но стоит помнить, что отзывы — это инструмент обратной связи покупателя, и важно не только отрабатывать негатив, но и задуматься об улучшении своего товара и сервисов, внести изменения в бизнес-процессы.
Найдено много положительных отзывов. Такое случается, если бренд обращает внимание на то, что пишут о нем в интернете: отвечает на отзывы, разрешает спорные ситуации и конфликты. Однако даже если у компании на разных платформах больше четырех звезд из пяти, ее онлайн-репутация также может нуждаться в улучшении. Важно учитывать не только свои показатели, но и конкурентов: чаще всего пользователь проводит сравнение, где лучше купить, и более высокий рейтинг может оказаться решающим фактором.
Работая с репутацией, важно иметь чувство меры. Пользователи уже научились отличать настоящие отзывы от фальшивых: 62% опрошенных сталкивались с фейковыми отзывами за последний год. Если вникать в тонкости не хочется, то проще доверить работу профессионалам. Например, услугу "Формирование репутации" предоставляет платформа Rookee.
В работе с репутацией важна и регулярность. По результатам опросов, число потребителей, которые смотрят отзывы только за последние две недели, падает — с 50% в 2020 году до 22% в 2021. Пользователи готовы потратить свое время, чтобы составить максимально полное впечатление о бренде и не прогадать с покупкой. Как показывает практика, работа над онлайн-репутацией приносит плоды спустя 3-4 месяца усилий. При этом важно не останавливаться, добившись желаемых звезд на платформах, а продолжать регулярный мониторинг и следить за своей репутацией в интернете.