Маркировка рекламы: вопросы и ответы
Энциклопедия интернет-бизнеса. Глава 88.
01.09.2022 года вступил в силу федеральный закон № 347-ФЗ, который скорректировал закон "О рекламе" № 38-ФЗ. А именно, в него была добавлена статья 18.1 о размещении рекламы в интернете. Теперь, после внесенных в закон поправок, все рекламодатели, как самостоятельные, так и масштабные платформы, обязаны подавать информацию по своим рекламным материалам в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), который ведет Роскомнадзор (РКН).
Мы получили — и продолжаем получать — множество вопросов по этой теме от наших пользователей. И поэтому подготовили статью, в которой подробно ответили на самые популярные из них.
Вопрос 1. Что такое маркировка рекламы?
Ответ: По сути, маркировка — это добавление к объявлению пометки "Реклама", а также специального идентификатора. При помощи такой маркировки данные о рекламодателе как раз и передаются в упомянутый выше ЕРИР. Однако делается это не напрямую, а через специальные сервисы — операторы рекламных данных (ОРД). Размещение рекламы без подобного маркирования в Интернете более не допускается (ч. 16-17 ст. 18.1 Закона о рекламе).
Вопрос 2. Что считается рекламой?
Ответ: Абсолютно вся информация является рекламой (ст. 3 Закона о рекламе), если она:
-
распространяется различными методами, в различной форме и при помощи различных средств;
-
адресована неопределенному кругу лиц;
-
направлена на привлечение внимания к объекту рекламы, формирование или поддержание интереса к нему, а также на его продвижение.
Отдельные случаи, возможно, потребуют индивидуального рассмотрения, так как в законодательстве может пока не быть конкретики на их счет.
Вопрос 3. Какую рекламу не надо маркировать?
Ответ: Нет необходимости в маркировке креативов, которые распространяются через email-рассылки, чат-боты и прочие способы непосредственного контакта с вашей аудиторией. Кроме этого, не подлежит маркировке та реклама, которая изначально создается для телевидения и радио, в том случае, если в интернете она впоследствии публикуется без каких-либо изменений.
Вопрос 4. Я не размещаю рекламу своего сайта, что мне нужно сделать?
Ответ: Нет рекламы — нет проблем :) Если вы не размещаете никакой информации, которая может быть приравнена к рекламе согласно пунктам выше, то и делать вам ничего более не нужно, никаких дополнительных действий не требуется.
Вопрос 5. Если я размещаю рекламу в Яндекс Директ, какие шаги я должен предпринять?
Ответ: Если вы размещаетесь в Яндекс Бизнес или Яндекс Директ, надо только внести свои данные в панели управления этих сервисов, все прочие задачи Яндекс берет на себя.
В Яндекс Директ маркировка креативов в рекламных кампаниях происходит автоматически. От вас требуется лишь внесение нужной информации в личном кабинете. Для этого нужно войти в настройки аккаунта и указать тип рекламодателя (юридическое лицо, физическое или ИП, а также российское оно или зарубежное) и реквизиты. Более ничего не понадобится, система отправит отчет в ОРД самостоятельно.
Если же вы работаете как агентство, необходимо будет ежемесячно подавать отчет по каждому клиенту.
Вопрос 6. Я запускаю рекламу только в соцсети ВКонтакте. Что я должен делать в соответствии с этим законом?
Ответ: Если вы самостоятельно ведете рекламные кампании через ВКонтакте, вам нужно принять положения оферты в рекламном кабинете. При создании кампаний токен и рекламная метка будут формироваться автоматически для каждого из ваших креативов еще до этапа модерации. Автоматически будет подаваться отчетность о бюджете и показах, а также утвержденные акты.
Вопрос 7. Я запускаю другие виды рекламы (Telegram Ads, блогеры, баннеры, SEO-статьи и т.д.). Что от меня требуется?
Ответ: В таком случае, вам придется-таки разобраться с маркировкой детальнее. Рассмотрим ниже основные моменты.
Для маркировки необходимо выполнить 4 шага:
1. Регистрация в ОРД
Нужно заполнить формы и загрузить требуемые документы. Зарегистрироваться можно в одном ОРД или в нескольких. При этом, даже если вы подадите данные о каком-либо креативе через два ОРД, в ЕРИР они не задвоятся.
Примеры ОРД:
2. Получение токена
Данные по каждому креативу отправляются в ОРД, после чего на него выдается уникальный буквенно-цифровой код — токен. Каждый такой идентификатор индивидуален. Получить код обязательно нужно до публикации рекламы. Исключением из этого правила являются только стримы и эфиры, для них токен получать следует сразу после проведения, добавляя его в описание.
3. Добавление метки "реклама" и токена к креативу
Токен помещается в ссылку на креатив или в AdChoice, либо в виде "erid: код токена" в самом рекламном материале, вместе с пометкой "реклама". Конкретное место для размещения такой метки зависит от формата креатива: это может быть начало текстового блока или, например, надпись прямо поверх видеоролика.
4. Отправка отчета о завершении рекламной кампании в ОРД.
Ежемесячно по всем рекламным кампаниям необходимо подавать отчет. Это важно делать с 30 числа одного месяца до 30 числа следующего. Например, по рекламе за август нужно сдать отчет до 30 сентября.
Рекламодатель обязан собрать список проведенных рекламных кампаний со следующей информацией:
-
бюджет РК;
-
площадки, использованные для размещения рекламы;
-
договоры, по которым осуществлялась рекламная деятельность;
-
перечень выполненных по факту работ;
-
разаллокация бюджета (разбивка общей суммы на отдельные с пояснениями, что, кому и за что).
В принципе, в маркировке рекламы особых сложностей нет, особенно в том случае, если вы решите работать через рекламные сети, в которых этот процесс налажен и частично автоматизирован.
Чуть сложнее это выглядит только при самостоятельной подаче данных и отчетов в ОРД в случае прямого размещения рекламы. Но даже так достаточно будет буквально пару раз пройти этот процесс от и до, чтобы окончательно в нем разобраться, и затем это станет одной из рутинных задач.
Вопрос 8. Есть ли штрафы за отсутствие маркировки рекламы?
За непредоставление информации о рекламе, за нарушение срока ее предоставления, а также за указание неполной, недостоверной, неактуальной информации:
-
для физлиц — до 100 000 руб.;
-
для должностных лиц и ИП — до 200 000 руб.;
-
для юридических лиц — до 500 000 руб.